30 сентября 2024 г

Избранные статьи. №42

Пространственное мышление – вопрос времени

В 2016 г. компания Nintendo выпустила игру Pokemon Go с элементом дополненной реальности (ДР), которая заключается в помещении виртуальных объектов в реальную среду. Около 20 лет эта технология применяется на фантомных занятиях при подготовке пилотов, а в последнее время получила распространение и в других образовательных сферах. Одна из причин роста популярности ДР заключается в значительном удешевлении соответствующего оборудования и программного обеспечения. Относительно недавно корпорация Google предложила платформу ДР (Google Lens) для мобильных устройств, что позволяет искусственному интеллекту распознавать объекты. Исходно данная технология была предназначена для помощи при выборе различных товаров. Следующим этапом стала разработка специальных очков Google Glass, которые, однако, не получили большого распространения и вызвали серьезную озабоченность, касающуюся вторжения в личную жизнь и сохранения конфиденциальности.

Несмотря на очевидные перспективы использования ДР в индустрии игр, торговле и школьном образовании, эта технология имеет определенные ограничения, связанные со сложностью манипулирования виртуальными объектами. Одновременно с ДР происходило быстрое развитие альтернативного направления –виртуальной реальности (ВР). В отличие от дополненной реальности ВР позволяет пользователю погрузиться в виртуальный мир с помощью специального оборудования – шлема или очков. Тем не менее такое погружение требует «отключения» от действительности, что также ограничивает применение этой технологии. Вероятно, мир находится на пороге внедрения новой технологии, лишенной недостатков ДР и ВР. В 2016 г. компания Microsoft предложила оборудование HoloLens для моделирования смешанной реальности (СР), позволяющей размещать трехмерные голограммы в реальной среде. При этом пользователь может взаимодействовать с голографическими объектами с помощью жестикуляции, без необходимости какого-либо физического контакта.

Компьютеризация в нашей профессии также достигла значительных высот. Технологии компьютерного моделирования и автоматизированного производства (CAD/CAM) привели к повышению эффективности изготовления реставраций зубов. Быстрое прототипирование (например, фрезерование и трехмерная печать), цифровое ортодонтическое планирование и навигационная хирургия, ранее доступные только узким специалистам, сегодня расширили возможности практически любого стоматолога. Современный клиницист больше не ограничен расстоянием, а цифровой рабочий процесс обеспечивает эффективную коммуникацию с зуботехническими лабораториями вне зависимости от их удаления. Более того, при необходимости междисциплинарного планирования и лечения все занятые специалисты могут оперативно обращаться к требуемой информации и обмениваться данными, что идет на пользу прежде всего самому пациенту.

По сути, внедрение в стоматологическую практику технологий дополненной, виртуальной и особенно смешанной реальности является вопросом времени, что потребует изменения подхода к обучению студентов-стоматологов. Профессорско-преподавательский состав стоматологических факультетов вынужден будет признать, что, несмотря на важность от работки мануальных навыков, их для оказания стоматологической помощи на современном уровне недостаточно. Для сохранения конкурентоспособности клиницисты должны уметь адаптироваться к новым технологиям. При этом в погоне за технологическими достижениями врач обязан опираться на строгие научные доказательства эффективности тех или иных методов. К тому же при выборе учебного заведения молодые люди будут обращать внимание на степень «продвинутости» вуза, чтобы быть лучше готовыми к последующей самостоятельной практике. И наконец, пациенты уже сегодня ожидают от своих стоматологов соответствия самому высокому технологическому уровню. 

Основное отличие между современными цифровыми технологиями и традиционными методами диагностики, планирования и лечения заключается в наличии у первых визуальной (графической) составляющей. Наши потенциальные клиенты (как пациенты, так и студенты) будут ожидать еще большего внедрения визуализации в практику и образование. Этот факт нужно принять, чтобы оказаться готовыми к развитию пространственного мышления. Эра обычных мониторов уходит в прошлое. Не за горами захватывающий мир дополненной, виртуальной и смешанной реальности.


Сорин Тейч, DMD, MBA
заместитель редактора

Статья взята из журнала QI (русское издание), номер 2, 2019г.