ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?
Рассмотрим в качестве примера отбеливание. Эта процедура, которую выполняют в лечебных учреждениях, коими являются стоматологические клиники, представляет собой своебразный маркетинговый инструмент, имеющий большее отношение к индустрии моды, нежели к стоматологии. Безусловно, «клиенты» сами вправе решать, иметь ли им более светлые зубы, однако, идя навстречу таким пожеланиям, медицинские работники поступают неэтично, вне зависимости от того, насколько требователен пациент. Почему неэтично? Во-первых, отбеливание зубов обходится слишком дорого, и не только с финансовой точки зрения, но, что важнее, из-за повреждения зуба на физиологическом уровне. Конечно, можно сказать, что большинство стоматологов объясняют эти аспекты своим пацентам, а последние соглашаются, учитывая риск неблагоприятных последствий, на что имеют полное право. С юридической точки зрения не придерешься. Однако действия, допустимые законом, могут быть этически сомнительными. Насколько допустимо сознательное нанесение врачом вреда пациенту? Насколько допустимо сознательное повреждение (вне зависимости от степени) физиологически безупречных зубов на том простом основании, что пациент хочет иметь более светлые зубы?
Постулат «Клянусь предпринимать все возможные меры на благо больного в соответствии со своими способностями и знаниями. Клянусь не вредить» является основой клятвы Гиппократа. Каким же образом современный стоматолог может нести моральную ответственность за сознательное нанесение пациенту вреда?
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТА ИЛИ УВЕЛИЧЕНИЕ ОБОРОТА КЛИНИКИ?
Многие стоматологи оправдывают эстетические вмешательства тем, что достигнутая благодаря медицинским манипуляциям «красота» повышает благополучие клиента. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Таким образом, кажется вполне обоснованным считать эстетические стоматологические мероприятия медицинской помощью, поскольку они служат улучшению здоровья в соответствии с указанной трактовкой. Однако необходимо учитывать, что определение ВОЗ не является таким уж бесспорным аргументом. Если бы душевное благополучие составляло суть медицинской помощи, то банковские консультации, например, можно было бы считать медицинскими вмешательствами, поскольку они повышают благополучие и снижают страдания людей, задолжавших крупные суммы. Другими словами, само по себе «благополучие» не может оправдывать медицинское вмешательство. Помимо прочего, представленный пример обращает внимание на тот факт, что если считать указанные мероприятия медицинскими, то это означает, что многие нормальные состояния следует считать патологическими, естественно, не имея на то никаких оснований. Именно это повсеместно происходит в тех случаях, когда эстетические стоматологические мероприятия преподносят в качестве медицинской помощи. В конце концов, какая проблема скрывается за просьбой пациента улучшить внешний вид здоровых зубов? Дискомфорт, который испытывает человек из-за внешнего вида своих зубов, на самом деле вызван не зубами, а недостаточно высокой самооценкой этого индивидуума. Если стоматолог на самом деле хочет помочь такому человеку, то он должен воздержаться от косметических манипуляций и постараться, будучи врачом, выявить истинную причину беспокойства пациента. В данной ситуации тот, кто ограничивается стоматологическими вмешательствами, просто игнорирует подлежащую проблему.
В подобных случаях проблемы устраняются медицинскими методами, однако сами они от этого более медицинскими не становятся, а остаются чисто социальными. Все дело в том, что причина обращения и беспокойства заключается в давлении общества и навязывании определенных стереотипов, но не в действительно неблагоприятном внешнем виде. Сложность влияния на общественное мнение не может служить оправданием медицинских вмешательств, наносящих вред здоровью. Если бы стоматологи на самом деле были врачами, то они должны были бы проинформировать своих пациентов о том, что более эффективной, надежной и долгосрочной альтернативой является повышение самооценки пациента и развитие его личности. Те клиницисты, которые считают или притворяются, что могут решить проблемы самооценки своих пациентов с помощью медицинских технологий, в реальности не заинтересованы в благополучии этих пациентов. Скорее всего, основной интерес в таких случаях сугубо финансовый. При превалировании экономических аспектов над здоровьем пациента лечение нельзя считать истинно медицинской процедурой. По сути, речь идет о деловом сотрудничестве, когда представитель сферы услуг более или менее безразличен к здоровью своего клиента.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРАХОВ ПАЦИЕНТА
Врачи подчас не обращают внимания на другой серьезный этический аспект. Многие стоматологи считают, что, предлагая косметические вмешательства, они просто реагируют на нужды пациентов. Однако следует помнить, что, выполняя даже такие манипуляции, стоматолог считается врачом, а этот факт имеет далеко идущие последствия. Что же делает врача врачом? Звание врача определяется в меньшей степени возможностью выбора метода лечения и в большей степени тем, что врач руководствуется определенными этическими нормами. Настоящий врач никогда не станет проводить вмешательство, которое заведомо наносит вред человеку, и использует только те методы лечения, которые имеют вероятность успеха и направлены на помощь пациенту. Каждый врач должен понимать, что выполнение косметических процедур под видом лечения ведет к тому, что люди начинают предполагать следующее: «Если это вмешательство проводит врач, то отбеливание зубов имеет смысл». Другими словами, действия врача заставляют обывателей верить в то, что изменение формы неидеального зубного ряда вполне обосновано. Чем больше косметических вмешательств предлагает клиницист, тем больше недостатков он обнаруживает у своих пациентов. Принятие того факта, что действительной целью стоматологической помощи является улучшение внешнего вида зубов, челюстей, реставраций зубов, означает, что многие люди неминуемо чувствуют себя менее уверенно. И таких людей становится все больше по мере распространения подобных взглядов. Ситуация усугубляется, когда стоматолог не только выполняет косметические вмешательства по требованию пациентов, но и рекламирует их. Цель рекламы заключается в формировании спроса, таким образом врач намеренно создает у обывателя уверенность в том, что без проведения косметической манипуляции тот не будет удовлетворен. Даже уверенные в себе люди могут потерять эту уверенность и начинают считать, что только проведение косметических вмешательств позволит вернуть прежнюю высокую самооценку. Очевидно, что реклама противоречит самой цели здравоохранения и помощи пациентам. Если бы стоматологи действительно беспокоились о благополучии пациентов, то не стали бы заниматься рекламой, поскольку она создает вымышленные проблемы. Реклама эстетических стоматологических услуг только снижает самооценку людей и не делает ничего, что могло бы ее повысить.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПОВЕРХНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ
Врачи, которые проводят лечение, основываясь на требованиях пациентов без их критической оценки, подтверждают некоторые весьма сомнительные представления. Что происходит с людьми, если мы считаем, что единственный способ достойного существования заключается в достижении определенного внешнего вида? Как мы можем построить личное отношение к человеку на основании цвета или формы его зубов? Когдато чрезмерное внимание к внешнему виду считалось выражением тщеславия и эгоизма. Даже если мы постараемся найти оправдание желанию быть красивым, то нужно помнить о том, что некоторые философы древности рассматривали красоту только в связи с добродетелью. Красота и добродетель считались двумя сторонами одной медали. Платон считал проявления добродетели истинно красивыми. Демокрит четко разделял действительную красоту и внешний вид. В Средневековье и на ранних этапах современной истории общество дифференцировало идеальную красоту как добродетель и чувственную красоту как грех. Так к какой же красоте апеллирует современная стоматология?
Сегодня представление о красоте ограничивается только физическим проявлением. Стремление к ней больше не является поиском гармонии. Фактически, современная концепция красоты отражает тенденцию общества к функциональности. Более того, очевидно, что, по крайней мере отчасти, увлечение медицины косметическими процедурами способствовало распространению в социуме тщеславия, поверхностных представлений о красоте и стремлению к вечной молодости. Конечно, не стоматология лежит в основе указанных социальных изменений, но в результате официальной и часто неразборчивой эксплуатации эстетических манипуляций стоматология способствует популяризации весьма сомнительных взглядов. Медицинская специальность, которая занимается исключительно эстетическими аспектами, является деятельным пособником общества, руководствующегося бессмысленностью и тщеславием. Одержимость внешним видом свойственна некоторым медицинским специальностям, что достойно сожаления. Такие направления медицины (и специалисты) отвергают основную цель здравоохранения – помощь больным и являются оруженосцами общества потребления.
ВЫВОДЫ
Безусловно, далеко не во всех случаях косметические вмешательства конфликтуют с медицинской этикой. При выполнении эстетического лечения многие врачи руководствуются благородными идеалами, а не собственной прибылью. Более того, в некоторых случаях внешний вид действительно может приводить к страданиям пациента, тогда действия, направленные на достижение высокого эстетического результата в полной мере считаются медицинскими. Однако грань между помощью страждущим и аморальными маркетинговыми обещаниями очень тонка. Эстетическая стоматология только тогда может считаться медицинской специальностью, когда ее методы используются ответственно и согласно четким показаниям. Стоматологи, стремящиеся исключительно к удовлетворению требований своих «клиентов», переходят в разряд сотрудников сферы услуг. Таких специалистов можно отнести к ремесленникам, пусть даже талантливым в своей области. Критическая оценка пожеланий пациента является признаком ответственности и делает врача врачом. Другими словами, это означает, что хороший врач всегда откликнется на желание пациента выглядеть лучше, но никогда не пойдет на поводу у него, если это желание основано на буйной фантазии или модных концепциях. В подобных случаях большое значение имеет обстоятельная беседа с пациентом, при сохранении у стоматолога сомнений от лечения следует отказаться.
Если стоматологи считают себя врачами, то они должны проповедовать непредвзятые идеалы красоты, включающей в себя общее представление о человеке, а не только его внешний вид. Философ Герно Бёме (Gernot Böhme) считал красоту способом существования, а не характеристикой человека. Таким образом, красоты невозможно достичь благодаря применению медицинских технологий. Стать красивым можно, развивая личность и харизму, поведение, манеру общения и отношение к окружающим. Эстетическая стоматология должна пропагандировать концепцию красоты, которая не предполагает стандартизации всех людей посредством технологий, но способствует положительному отношению к многообразию человеческих качеств. Стоматологи оказали бы бóльшую услугу своим пациентам, если бы тратили время на разъяснения, а не на проведение инвазивных вмешательств.
Конечно, в некоторых случаях «лучший» внешний вид дает преимущество, однако такое преимущество (в личной или профессиональной жизни) имеет два недостатка. Первый заключается в окружающих, которые строят свое отношение к человеку на основании его внешнего вида. Такое отношение чаще всего очень недолговечно. Второй недостаток заключается в том, что такое преимущество могло быть достигнуто посредством улучшения собственной харизмы (обаяния) и социального поведения, а не только с помощью улучшения внешнего вида. Если врач на самом деле хочет помочь своим пациентам, то он постарается вселить в них бóльшую социальную уверенность или поможет найти им нужное направление, поскольку это позволит пациентам получить бóльшие социальные и личностные преимущества со значительно меньшими финансовыми затратами.
Эстетический стоматолог, выступая как врач, «помогает» пациентам более рискованно и дорого, но менее эффективно. Подобные действия не имеют никакого отношения к медицине и не могут быть оправданы стремлением пациента к достиже нию успеха в личной или профессиональной жизни. Таким образом, эстетическая стоматология как медицинская дисциплина имеет будущее только при восстановлении того, что было утрачено, а именно – веры человека в его духовную целостность.
Джованни Майо (Giovanni Maio)
Заведующий кафедрой биоэтики Института медицинской этики и истории медицины,
Университет Фрайбурга (Германия)
Статья взята из журнала QI (русское издание), номер 3, 2017г.