Квинтэссенция
Квинтэссенция

Обратный звонок

Оставьте свои контакты и мы вам перезвоним.



7 июля 2022 г

Избранные статьи. №22

Стоматологическая имплантология и «брачные контракты»

Не кажется ли вам, что, увлекшись замещением зубов на титановые винты, мы слишком расслабились? Как известно, задолго до появления остеоинтегрируемых имплантатов, эффективность которых была подтверждена строгими научными исследованиями, небольшое число энтузиастов-стоматологов пробовали замещать зубы с помощью имплантатов самой разной конструкции (пластиночных, поднадкостничных, корзиночных и др.). Немало экспериментировали и с протоколами имплантации и протезирования, перепробовав всё – от объединения зубов и имплантатов общим протезом до немедленной нагрузки. В то время уровень доказательности научных публикаций, которые в основном ограничивались сообщениями о клинических случаях и мнениями экспертов, оставлял желать лучшего. С момента выхода на стоматологический рынок двух систем, изученных в ходе строгих научных исследований (система Бронемарка и система Штрауманн), началась новая эра. Сегодня нет никаких сомнений в том, что имплантологическое лечение является эффективным. Современные критерии дизайна исследований приняты Международным стандартом и приведены в форме протокола CONSORT (http://www.consort-statement.org). Этот протокол указывает критерии не только эффективности лечения  вообще, но и в условиях практики стоматолога общего профиля, в частности.

Стоматологическая практика всегда представляла собой уникальную ком бинацию профессионального отношения и креативного подхода. К сожалению, многие заявления делаются при отсутствии каких бы то ни было данных. Нередко рекомендованное лечение не имеет под собой никакой основы, кроме убежденности специалиста. Последние достижения в области науки и технологии подняли уровень нашей профессии. Более того, сегодня значительная часть населения считает стоматологов ответственными специалистами, которые критически настроены к заявлениям производителей. С этой точки зрения особенно удачен пример именно дентальной имплантации. За последнее десятилетие появилось множество методик имплантации и протезирования на имплантатах, а также имплантатов различной формы и с разными поверхностями от новых и старых производителей. В подавляющем большинстве случаев эти нововведения не имеют серьезного научного обоснования. Некоторые материалы действительно являются инновационными, в то время как другие представляют собой лишь копию уже имеющейся продукции других производителей и предназначены только для завоевания определенной доли рынка, по соображениям, далеким от альтруизма.

Настало время остановиться и серьезно поразмышлять над своими действиями. Мы вводим в организм пациента предмет (имплантат), рассчитывая, что этот предмет будет функционировать (включая обеспечение благоприятного внешнего вида) в течение всей жизни пациента. Только вдумайтесь! Ни от одной другой стоматологической процедуры мы не ожидаем столь длительной эффективности (за исключением удаления зуба). Однако, учитывая число используемых расходных ортопедических частей, мы должны надеяться на то, что производитель имплантатов просуществует в течение продолжительного периода. Таким образом, при планировании имплантологического лечения заключается своеобразный «брачный контракт» между компанией-производителем и пациентом. Стоматолог играет роль консультанта по вопросам «брака» (раз уж рекомендует использование имплантатов), в задачу которого входит предотвратить «развод». Под «разводом» можно понимать ситуацию, когда производитель не может поддержать собственную систему имплантатов и предоставить необходимые расходные части (или их адекватную замену), некогда им поставляемые. А несбыточными обещаниями следует считать рекомендации протоколов, эффективность которых не была доказана в ходе строгих исследований.

Совершенствование продукции медицинского назначения является логичным результатом исследо вательской деятельности в ответ на клинические требования. Однако следует отличать чисто маркетинговые нововведения, предназначенные только на привлечение внимания публики, от реальных инноваций, повышающих качество стоматологической помощи. В большинстве случаев компаниям не составляет труда получить регистрационное свидетельство FDA для систем имплантатов, но это не означает гарантию отсутствия осложнений, о чем необходимо сообщать в соответствующие органы (http://www.fda.gov/medwatch).

Клиницисты должны дважды подумать, перед тем как приобрести систему имплантатов, не имеющую достаточной клинической документации, особенно если речь идет не о самом известном производителе. Нужно ответить на ряд вопросов: Стоит ли сотрудничать с компанией, имеющей ограниченный опыт в производстве имплантатов? Останется ли компания на рынке через несколько лет? Будет ли она производить необходимые расходные материалы в течение многих лет? Как это повлияет на собственную клиническую практику?

Так в чем же истина? Будучи специалистами в области здравоохранения, мы обязаны использовать клинически проверенную продукцию и технологии во благо наших пациентов. Мы должны требовать, чтобы производители предоставляли необходимые расходные материалы в течение многих лет или обеспечивали зуботехнические лаборатории требуемыми данными для их производства. Да, мы стремимся к тому, чтобы имплантаты служили в течение всей жизни пациента, но без помощи производителя достичь этой цели крайне сложно. В конце концов, мы должны постоянно повышать собственную квалификацию. Когда наших знаний становится недостаточно, нужно срочно заниматься образованием. Однако, чтобы понимать разницу между этими определениями, необходима мудрость.


Кларк Стэнфорд, DDS, PhD
Профессор научно-исследовательского центра
Университет штата Айова (Айова Сити, США). 

Статья взята из журнала QI (русское издание), 2009 г.